познавательное12+

Тайны нашего кино

  • Центральное телевидение (ЦТВ)

    02 окт в 03:00Блондинка за углом
    пт, 2 окт
    03:00
    Блондинка за углом

    "Блондинка за углом": Ненатуральный блонд и лук для Миронова

    В 1970-80-е годы любому фильму был гарантирован успех, если в нем снимался Андрей Миронов. Но даже присутствие Миронова не спасло картину "Блондинка за углом" от цензуры и угрозы так никогда и не выйти на экраны. Чем же фильм так не угодил чиновникам? Почему режиссер Владимир Бортко и Миронов не могли найти общий язык? Был ли у исполнителей главных ролей роман в жизни? Об этом и многом другом расскажет Иван Усачев в программе "Тайны нашего кино".

    "Пасквиль на советскую действительность" - так отзывались чиновники из Госкино о фильме "Блондинка за углом", а его создателей и вовсе называли диссидентами и провокаторами. Чем им так не угодила картина? Вспомним ее сюжет. Бывший астрофизик Николай Порываев устраивается работать грузчиком в универсам и в первый же день влюбляется в продавщицу - обаятельную пробивную блондинку Надежду. И Надя тут же начинает учить его правильной жизни, где все получается и достигается по блату.

    Бойкую Надежду сыграла актриса Татьяна Догилева, и это стало ее настоящим звездным часом. А ведь то, что артистка вообще попала в это кино - чистая случайность. На роль блондинки режиссер Владимир Бортко перепробовал всех красавиц-актрис, "Ленфильм" был завален фотографиями претенденток со всего Союза. Но Бортко никто не устраивал. И тут ему на помощь пришел папа. "Он увидел Догилеву где-то по телевизору, - рассказывает в программе Владимир Владимирович. - Он читал сценарий, позвонил мне, сказал: "Слушай, тут есть такая артистка Догилева, бери ее". За это я ему очень благодарен, потому что до этого не знал о ее существовании".

    Так темненькая Догилева стала той самой "блондинкой за углом". "Подразумевалось то, что я блондинка натуральная, а я-то не натуральная! Поэтому меня красили каждую неделю очень плохой ГДР-овской краской, и у меня отвалились волосы", - со смехом рассказывает актриса.

    С выбором претендента на главную мужскую роль все было проще - решено было пригласить Андрея Миронова. "Он долго думал и колебался по этому поводу, тем более что, пожалуй, это единственный артист, с которым у меня были поначалу довольно сложные отношения. Я был никто и никак, он - суперзвезда", - говорит Бортко. Довольно напряженные отношения между режиссером и актером испортились еще больше после съемок эпизода с луком. Вот как об этом в программе вспоминает Татьяна Догилева: "Это снималось на овощной базе. Температура плюс пять, а Миронова закопали в лук, так что торчала одна голова. Бортко же с оператором начали творческие споры. Миронов сидел 45 минут в луке и потом с руганью вылез оттуда и ушел..."

    Но все-таки режиссер сумел найти к Миронову подход, и тогда работа закипела. "Правда, тут возникла другая сложность - излишняя популярность артиста, - говорит шеф-редактор программы Юлия Микитенко. - Так, во время съемок одного из эпизодов даже пришлось прибегнуть к помощи конной милиции. Поклонники, узнав, что в доме находится Миронов, окружили его и кричали: "Андрей! Андрей! Андрей!" Толпу пришлось буквально отгонять..." А как Догилевой работалось с легендой кино? На какой эксцентричный розыгрыш Миронов сумел подбить Татьяну? Случился ли у них роман, о котором ходило столько слухов? Из-за какого недуга Миронову было сложно на съемочной площадке? Узнаете из программы.

    Чтобы показать места, где снимали известный фильм, съемочная группа Ивана Усачева отправилась в Санкт-Петербург. Тот самый универсам, в котором снимали "Блондинку за углом", находился на перекрестке улиц Ярослава Гашека и Купчинской. Тогда, в 80-е, это был модный магазин, к тому же неподалеку от него жил сам режиссер. Сегодня на этом месте есть универсам, правда, уже другой. И внутри уже совсем не те интерьеры. Впрочем, с тех пор изменились все места съемок, кроме разве что Смольного собора, около которого снимали сцену крестного хода. Кстати, этот эпизод дался очень непросто. Почему? На какие хитрости пошла звукорежиссер картины? И что так не понравилось чиновникам? Какие моменты вырезали из фильма? Телезрители также узнают, как теперь живет мясник Рашид Рашидович - актер Баадур Цуладзе; каким образом Бортко шутил над коллегами с помощью "крокодила" Гены - артиста Анатолия Сливникова; как слава фильма сгубила "последнего интеллигента Северной столицы" - Сергея Бехтерева, сыгравшего покупателя лука и многом другом.

    сб, 3 окт
    09:40
    Бригада

    Пожалуй, не было на российском ТВ в начале 2000-х сериала популярнее, чем "Бригада". Но почему теперь актеры с неохотой вспоминают о проекте, который сделал их звездами? Куда исчез с экранов Пчела - Павел Майков? Об этом расскажет Иван Усачев в программе "Тайны нашего кино".

    История про четырех друзей, которые объединились в банду, чтобы выжить, вполне типична. Похожих криминальных сериалов было много, но почему-то именно "Бригада" режиссера Алексея Сидорова всколыхнула всю страну и стала культовой.

    Главную роль в сериале сыграл Сергей Безруков - ныне народный артист РФ, почти легенда. Но тогда, в начале 2000-х, его знали только как яркого театрального актера и голос программы "Куклы". Продюсеру Анатолию Сивушову приходилось непросто - утверждать Безрукова не хотели. Но актер сумел убедить всех, что роль криминального авторитета ему по зубам. И на съемках доказал, что его не зря утвердили. Как рисковал Безруков? На какие подвиги шли каскадеры, совершая опаснейшие трюки? А о том, как артисты чуть было не погибли под колесами лихача, расскажет актер Фархад Махмудов.

    Трудно утверждали не только Белого, но и его друзей. Дольше других искали артиста на роль Пчелы. Павел Майков тогда работал в нашумевшем мюзикле "Метро" и о большом кино даже не мечтал. Но однажды случилось почти что чудо. Вот что об этом в программе рассказывает сценарист Александр Велединский: "Звоню Леше: "Слушай, я, по-моему, нашел тебе парня, которого можно посмотреть на Пчелу". Он говорит: "Сань, пятнадцать минут назад я его утвердил". Я: "Ну, смотри, запиши на всякий случай: Павел Майков". Пауза. Я, говорит, его пятнадцать минут назад и утвердил..."

    После показа "Бригады" Сергей Безруков, Дмитрий Дюжев, Владимир Вдовиченков и Павел Майков получили просто сумасшедшую популярность. Но если первые трое артистов и сейчас постоянно снимаются, Майкова почти не видно. Съемочная группа "Тайн нашего кино" встретилась с актером и выяснила, чем он сейчас занимается. "Меня не разрывали на куски после "Бригады", я не снимался как ненормальный. Я был меньше востребован чем, например, ребята - и Вова, и Дима, и Серега. Пообломало меня это хорошо, спесь мою", - признался Майков. Последние годы он посвящает себя музыке - Павел лидер собственной группы.

    Майков - один из немногих, кто не отказывается говорить о "Бригаде". Сейчас, спустя время, Екатерина Гусева (Оля), Владимир Вдовиченко (Фил) и даже режиссер Алексей Сидоров не хотят вспоминать сериал, сделавший их популярными. Почему? В какой-то степени на этот вопрос дал ответ Дмитрий Дюжев (Космос): "Конечно, нас боялись из "Бригады" приглашать в картины играть других героев, потому что слишком был шлейф сериала силен". Да и Сергей Безруков не любит вспоминать этот проект. "Я занимаюсь любимой профессией, и я счастлив. Каждая моя работа особенна для меня. А для зрителей... Каждый выбирает по-своему: кому-то до сих пор нравится "Бригада", кому-то "Участок", кому-то "Есенин", - говорит Безруков.

    Каким образом убийство Андрея Панина может быть связано с "Бригадой"? Как без дублеров снимали знаменитую драку Белого с Мухой? Зачем "Москвич" превращали в "Линкольн"? Об этом и многом другом в программе Ивана Усачева расскажут постановщик трюков Валерий Деркач, актеры Дмитрий Дюжев, Алексей Кравченко, Валентина Теличкина, Фархад Махмудов, Александр Иншаков.

    16:15
    Блондинка за углом

    "Блондинка за углом": Ненатуральный блонд и лук для Миронова

    В 1970-80-е годы любому фильму был гарантирован успех, если в нем снимался Андрей Миронов. Но даже присутствие Миронова не спасло картину "Блондинка за углом" от цензуры и угрозы так никогда и не выйти на экраны. Чем же фильм так не угодил чиновникам? Почему режиссер Владимир Бортко и Миронов не могли найти общий язык? Был ли у исполнителей главных ролей роман в жизни? Об этом и многом другом расскажет Иван Усачев в программе "Тайны нашего кино".

    "Пасквиль на советскую действительность" - так отзывались чиновники из Госкино о фильме "Блондинка за углом", а его создателей и вовсе называли диссидентами и провокаторами. Чем им так не угодила картина? Вспомним ее сюжет. Бывший астрофизик Николай Порываев устраивается работать грузчиком в универсам и в первый же день влюбляется в продавщицу - обаятельную пробивную блондинку Надежду. И Надя тут же начинает учить его правильной жизни, где все получается и достигается по блату.

    Бойкую Надежду сыграла актриса Татьяна Догилева, и это стало ее настоящим звездным часом. А ведь то, что артистка вообще попала в это кино - чистая случайность. На роль блондинки режиссер Владимир Бортко перепробовал всех красавиц-актрис, "Ленфильм" был завален фотографиями претенденток со всего Союза. Но Бортко никто не устраивал. И тут ему на помощь пришел папа. "Он увидел Догилеву где-то по телевизору, - рассказывает в программе Владимир Владимирович. - Он читал сценарий, позвонил мне, сказал: "Слушай, тут есть такая артистка Догилева, бери ее". За это я ему очень благодарен, потому что до этого не знал о ее существовании".

    Так темненькая Догилева стала той самой "блондинкой за углом". "Подразумевалось то, что я блондинка натуральная, а я-то не натуральная! Поэтому меня красили каждую неделю очень плохой ГДР-овской краской, и у меня отвалились волосы", - со смехом рассказывает актриса.

    С выбором претендента на главную мужскую роль все было проще - решено было пригласить Андрея Миронова. "Он долго думал и колебался по этому поводу, тем более что, пожалуй, это единственный артист, с которым у меня были поначалу довольно сложные отношения. Я был никто и никак, он - суперзвезда", - говорит Бортко. Довольно напряженные отношения между режиссером и актером испортились еще больше после съемок эпизода с луком. Вот как об этом в программе вспоминает Татьяна Догилева: "Это снималось на овощной базе. Температура плюс пять, а Миронова закопали в лук, так что торчала одна голова. Бортко же с оператором начали творческие споры. Миронов сидел 45 минут в луке и потом с руганью вылез оттуда и ушел..."

    Но все-таки режиссер сумел найти к Миронову подход, и тогда работа закипела. "Правда, тут возникла другая сложность - излишняя популярность артиста, - говорит шеф-редактор программы Юлия Микитенко. - Так, во время съемок одного из эпизодов даже пришлось прибегнуть к помощи конной милиции. Поклонники, узнав, что в доме находится Миронов, окружили его и кричали: "Андрей! Андрей! Андрей!" Толпу пришлось буквально отгонять..." А как Догилевой работалось с легендой кино? На какой эксцентричный розыгрыш Миронов сумел подбить Татьяну? Случился ли у них роман, о котором ходило столько слухов? Из-за какого недуга Миронову было сложно на съемочной площадке? Узнаете из программы.

    Чтобы показать места, где снимали известный фильм, съемочная группа Ивана Усачева отправилась в Санкт-Петербург. Тот самый универсам, в котором снимали "Блондинку за углом", находился на перекрестке улиц Ярослава Гашека и Купчинской. Тогда, в 80-е, это был модный магазин, к тому же неподалеку от него жил сам режиссер. Сегодня на этом месте есть универсам, правда, уже другой. И внутри уже совсем не те интерьеры. Впрочем, с тех пор изменились все места съемок, кроме разве что Смольного собора, около которого снимали сцену крестного хода. Кстати, этот эпизод дался очень непросто. Почему? На какие хитрости пошла звукорежиссер картины? И что так не понравилось чиновникам? Какие моменты вырезали из фильма? Телезрители также узнают, как теперь живет мясник Рашид Рашидович - актер Баадур Цуладзе; каким образом Бортко шутил над коллегами с помощью "крокодила" Гены - артиста Анатолия Сливникова; как слава фильма сгубила "последнего интеллигента Северной столицы" - Сергея Бехтерева, сыгравшего покупателя лука и многом другом.

О передаче

Каждый выпуск посвящён одной известной картине, которая входит в "Золотой фонд" советского кино. Репортёры проводят собственное расследование, отыскивая забытых и пропавших из вида популярных в прошлом актёров. Зрителям становится известно то, что осталось за кадром: любовь, измены, предательства и даже смерть на съёмочной площадке - ничто не упускается из вида. После выхода картины на экран судьбы актёров сложились по-разному. Кто-то навсегда ушёл из большого кино, кто-то эмигрировал, а кто-то продолжает жить в полном забвении. Куда исчезли кумиры миллионов и где они сейчас? Почему больше не снимаются? Многие актёры того или иного фильма последний раз встречались лишь на съёмочной площадке. Спустя десятилетия авторы проекта собирают их вместе.

Страна и год

Россия, 2012

Другие познавательные передачи