познавательное12+

Актерские драмы. Остаться в живых

О передаче

Эти картины стали одними из самых кассовых в советском кино. В них было все для успеха у зрителя - драки, погони, перестрелки. Но съемки зачастую превращались в смертельно опасное приключение: если в кадре ломались кости, то за кадром - судьбы актеров. Ролям, ставшим роковыми для Андрея Миронова, Олега Даля, Павла Луспекаева, Юрия Богатырева и Владимира Трещалова, посвящен фильм.

Сейчас нам трудно представить какого-либо другого актера, кроме Павла Луспекаева, в роли неподкупного таможенника Верещагина из фильма "Белое солнце пустыни". Вот и режиссер Владимир Мотыль хотел видеть только его. Но к началу съемок актер уже был инвалидом - после четырех тяжелых операций от его ступней остались только пятки...

А он, назло судьбе, продолжал надеяться на госпожу удачу и не мог упустить роль, будто специально для него написанную. Ради нее Луспекаев был готов часами ходить на протезах по песку и выполнять самые сложные трюки под белым солнцем дагестанской пустыни. Когда боль становилась нестерпимой, уходил к морю и сидел часами, опустив ноги в воду. Потом плавал. На тревожные крики с берега отвечал: "Утону - вспоминайте"...

После выхода на экран фильм посмотрели 50 миллионов зрителей, его растащили на цитаты. Но Луспекаев об этом так и не узнал: через две недели после премьеры он умер от разрыва аорты, не дожив трех дней до 43-летия...

В конце 70-х по Садовому кольцу ходил троллейбус с необычным водителем. Войдя в салон, пассажиры переглядывались и протягивали ему билет - для автографа. За рулем сидел знаменитый кинобандит Лютый - Владимир Трещалов. Многие думали, что так он готовится к новой роли...

На съемках "Неуловимых мстителей" актеры дрались, стреляли, скакали верхом и выполняли невероятные трюки - и все без дублеров. Они рисковали жизнью, а режиссер - свободой. Но все делали общее дело. И лишь с одним актером Эдмонд Кеосаян не находил общий язык: Трещалов не терпел никакого диктата. Этот человек всегда был готов говорить правду в лицо - даже тем, от кого зависела его актерская судьба. Услышав, как режиссер унижает одного из подчиненных, он полез в драку. И погиб - во всяком случае, для Кеосаяна.

Трещалов ушел из кино и выбрал работу, далекую от актерства. Но несправедливость судьбы отдавалась болью в сердце. Ему не было 40, а он переживал инфаркт за инфарктом. Четвертый из них он уже не выдержал...

Казалось, с самого начала фильм "Земля Санникова" был обречен - все шло не так, как было задумано. Надежда возлагалась лишь на актеров, которые "вытянут" картину - Владислава Дворжецкого, Георгия Вицина и Владимира Высоцкого. Но Высоцкого сняли с роли без объяснения причин. И тогда сыграть авантюриста Евгения Крестовского предложили Олегу Далю. С его появлением на площадке начались скандалы: требовательный к себе и другим, актер не выносил дилетантов. Таковыми, по мнению Даля, были режиссеры фильма Леонид Попов и Альберт Мкртчян. Вскоре после этого взбунтовались и другие актеры.

И вот уже весной 1972-го на стол мосфильмовского руководства легла телеграмма. Владислав Дворжецкий, Георгий Вицин, Олег Даль и Сергей Шакуров - исполнители главных ролей в "Земле Санникова" - требовали немедленной замены режиссеров фильма, которыми они были крайне недовольны. В противном случае заслуженные артисты обещали покинуть съемочную площадку, громко хлопнув дверью. На "Мосфильме" сумели уговорить бунтовщиков - всех, кроме Шакурова, которого вскоре заменили на Юрия Назарова.

Фильм в итоге вышел. И Олег Даль до конца дней ненавидел эту картину, в которой даже петь его заставили чужим голосом - вместо него песни исполнял Олег Анофриев...

Как роль чекиста Шилова едва не убила Юрия Богатырева? На какие жертвы он пошел ради фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих"? Почему так и не увидел себя на большом экране в роли "человек с бульвара Капуцинов" Андрей Миронов? Об этом и многом другом телезрители узнают из документального фильма.

Автор

Наталья Богомолова

Страна и год

Россия

Другие познавательные передачи