познавательное

Колеса Страны Советов. Были и небылицы

  • Звезда

    Завтра в 09:15"Звезда" по имени "Волга"
    Завтра
    09:15
    "Звезда" по имени "Волга"

    Первоначально этот проект носил название "Звезда"... Но даже переименованная в "Волгу", машина не потеряла статуса звезды первой величины. В ней все было непривычно: внешний вид и внутреннее убранство, компоновка и конструкция агрегатов. "Волга" завоевала всенародную любовь на Родине и объективное уважение за рубежом. В этой машине всё было прекрасно. Даже двухцветная окраска и хромированный олень на капоте вызывали прилив национальной гордости: можем ведь! "Волгу" нельзя было просто купить. Только - "получить" или "достать". В первом случае - за заслуги перед Отечеством, во втором - путем незаконных махинаций. Как бы там ни было, владельцами "Волги" становились лишь избранные: прошедшие строгий кастовый фильтр или умело его обошедшие. Четыре десятилетия - сначала "двадцать первая", затем "двадцать четвертая" и "тридцать первая" - "Волги" оставались составной частью строгого государственно-партийного регламента. Эти машины не нуждались в модернизации, как и сама Советская власть. Так продолжалось с 50-х по 90-е годы. Затем наступили новые времена. Как-то сразу и вдруг "Волга" из индекса элитарности превратилась в синоним косности и неповоротливости отечественной индустрии. О блеске и нищете, о взлете и падении звезды по имени "Волга" рассказал этот фильм. Показаны съёмки идеально отреставрированных автомобилей, кадры из старых киножурналов, полузабытая хроника кинолаборатории ГАЗа.

    вт, 19 февр
    09:15
    Грузовик Всея Руси

    Водители по-свойски называли его "газон"... Этот простой, но удивительно добротный, грузовик делил с ними трудности и лишения шоферской жизни. Замерзал в сибирской тайге, буксовал на размытой глине, сбивал "дыхание" на высокогорных перевалах. И - вопреки расчетам и логике - вывозил, выручал, справлялся. ГАЗ-51 - самый популярный, самый неприхотливый грузовой автомобиль Страны Советов. Чем только не занимались три с половиной миллиона "газонов", облачённых в десятки различных кузовов: возили целинные хлеба и стройматериалы, обслуживали районные больницы и тушили пожары, доставляли почтовые отправления и несли армейскую службу. Не только в СССР, но и в Африке, Азии, Восточной Европе.

    Задуманный ещё до Великой Отечественной войны, ГАЗ-51 продержался на конвейере более 30 лет. А затем, приосанившись, старина "газон" возродился в обновлённых моделях "52" и "53". Их общий тираж составил пять с лишним миллионов экземпляров! И вновь главным козырем этих трудяг стала готовность ладить с водителем средней квалификации. Требования времени выдвигали на соискание переходящего звания "Грузовик всея Руси" все новых кандидатов: ГАЗ-4301, УАЗ-3727, БАЗ-3778, "Газель", "Нью-Газон"... Кто из них упустил возможность приобрести всенародную известность, а у кого шансы прославиться весьма велики - расскажет фильм.

    ср, 20 февр
    09:15
    Перекрёстные связи

    Лето 2014 года. Городок Рибниц на берегу Балтики. Бывшая военная база группы советских войск в Германии. Здесь проводятся регулярные фестивали ретроавтомобилей, выпускавшихся в странах соцлагеря. Чистенькие и холёные, они выглядят только что сошедшими с заводских конвейеров. Но какое отношение "восточные европейцы" имеют к "Колёсам Страны Советов"? Оказывается, самое непосредственное! Во времена СЭВа и Варшавского договора между государствами просоветской ориентации были налажены крепкие "перекрёстные связи". В полной мере это касалось взаимовыгодного обмена автомобилями. В "комсомольской стройке века" - БАМе - участвовали сотни чешских самосвалов "Татра". А в это время легковые "Татры" обслуживали высших чинов КГБ и МВД. Польские "Жуки" и "Нысы" компенсировали дефицит микроавтобусов в СССР. ГэДэЭровские "Мультикары" подметали улицы наших городов. Венгерские "Дутры" трудились в "Метрострое". Чешские медицинские автобусы оказывали стоматологические услуги в сельской глубинке. Неприметные фургончики "Шкода" развозили продукты по гастрономам. Одноименные тягачи транспортировали по дорогам Союза рефрижераторы с молочными и мясными продуктами, а немецкие самосвалы ИФА работали на стройках областного значения. В советской кинохронике иностранные машины снимались нечасто. Но в игровом кино - постоянно. Они помогали отечественным кинематографистам имитировать "капиталистическую жизнь". Отражены в фильме и полузабытые фрагменты нашей истории. Советский автопром также заботился о братских народах Восточной Европы. В силовых структурах соцстран служили автомобили УАЗ и КрАЗ, "Волги" и "Жигули". К чести зарубежных коллег, они сохранили на ходу уникальнейшие экземпляры, которых в России нынче не найти. В фильме использованы кадры советской и зарубежной кинохроники, редкие фотографии из частных коллекций, интервью с реставраторами и владельцами "олдтаймеров". А, главное, много "живых" автомобилей, которые вызовут у юного поколения зрителей острый интерес, а у старшего - ностальгию о своей молодости.

    чт, 21 февр
    09:15
    Похождения ведущего колеса

    То, что лошадь следует впрягать впереди повозки, ни у кого не вызывает сомнения. А как быть с двигателем автомобиля? Где для него наиболее подходящее место: спереди, сзади или, может быть, посередине кузова? И что должны делать ведущие колеса: тянуть машину за собой или толкать её вперед? Полвека назад эти вопросы стали камнем преткновения в развитии отечественной автомобильной промышленности.

    Вокруг сугубо технических вопросов кипели жаркие дискуссии. В них переплетались политические условности, экономические ограничения, лженаучные концепции, бюрократическая косность и, конечно же, личные амбиции. А так ли важно, где стоит мотор и какие колеса он вращает? Оказывается, от этого напрямую зависят комфорт, безопасность, динамика, управляемость и даже стоимость автомобиля. И, что немаловажно, соответствие машины общемировым тенденциям. Затянувшиеся "похождения ведущего колеса" спровоцировали регресс автомобильной промышленности Страны Советов. Когда весь мир пересаживался на машины с передними ведущими колесами, у нас эта концепция предавалась анафеме.

    Нынче мало кто из автолюбителей задумывается, чем отличается управление переднеприводным автомобилем от заднеприводного. Электронные помощники нивелируют эти различия. А лет сорок назад сплошь и рядом из-за водительской неосведомленности случались дорожные трагедии. Приглашённый на съёмку специалист провёл на Дмитровском автополигоне мастер-класс. В качестве тренажеров использованы ветераны советского автопрома: "Жигули-Классика" и "Самара-Девятка". В фильме - уникальные киносъёмки опытных и экспериментальных отечественных автомобилей, многие из которых намного опередили своё время. А ещё раскрыты секреты создания машин из нашего, казалось бы, совсем недавнего прошлого: "Москвич-Алеко", "Жигули-Спутник", "Запорожец-Таврия".

О передаче

Бытует мнение, что советская автомобильная промышленность всегда находилась в арьергарде мирового технического прогресса, что, дескать, собственных оригинальных конструкций в СССР не было, а на конвейер попадали лишь устаревшие копии иностранных машин. Ну, а написанные в прошлые годы книги про "Колеса Страны Советов" принято ныне считать идеологической дезинформацией. Так ли это на самом деле? Обмана и недомолвок в официальной истории отечественного автопрома было хоть отбавляй. Государственно-партийное заклинание "советское - значит лучшее" вынуждало искажать факты и цифры, закрывать глаза на ошибки и раздувать масштабы побед. После развала СССР тенденция поменялась: ничего хорошего никогда не было и уже не будет, потому что наши "шедевры" отечественного автопрома годятся только на металлолом. Нам предстоит установить в этом вопросе разумный паритет. Для этого мы будем использовать архивные материалы, выслушивать мнение независимых экспертов, вместе с профессиональными механиками разбираться в конструкции и характеристиках отечественных автолегенд...

Страна и год

Россия, 2011

Другие познавательные передачи