познавательное

Колеса Страны Советов. Были и небылицы

  • Звезда

    Завтра в 09:15Похождения ведущего колеса
    Завтра
    09:15
    Похождения ведущего колеса

    То, что лошадь следует впрягать впереди повозки, ни у кого не вызывает сомнения. А как быть с двигателем автомобиля? Где для него наиболее подходящее место: спереди, сзади или, может быть, посередине кузова? И что должны делать ведущие колеса: тянуть машину за собой или толкать её вперед? Полвека назад эти вопросы стали камнем преткновения в развитии отечественной автомобильной промышленности.

    Вокруг сугубо технических вопросов кипели жаркие дискуссии. В них переплетались политические условности, экономические ограничения, лженаучные концепции, бюрократическая косность и, конечно же, личные амбиции. А так ли важно, где стоит мотор и какие колеса он вращает? Оказывается, от этого напрямую зависят комфорт, безопасность, динамика, управляемость и даже стоимость автомобиля. И, что немаловажно, соответствие машины общемировым тенденциям. Затянувшиеся "похождения ведущего колеса" спровоцировали регресс автомобильной промышленности Страны Советов. Когда весь мир пересаживался на машины с передними ведущими колесами, у нас эта концепция предавалась анафеме.

    Нынче мало кто из автолюбителей задумывается, чем отличается управление переднеприводным автомобилем от заднеприводного. Электронные помощники нивелируют эти различия. А лет сорок назад сплошь и рядом из-за водительской неосведомленности случались дорожные трагедии. Приглашённый на съёмку специалист провёл на Дмитровском автополигоне мастер-класс. В качестве тренажеров использованы ветераны советского автопрома: "Жигули-Классика" и "Самара-Девятка". В фильме - уникальные киносъёмки опытных и экспериментальных отечественных автомобилей, многие из которых намного опередили своё время. А ещё раскрыты секреты создания машин из нашего, казалось бы, совсем недавнего прошлого: "Москвич-Алеко", "Жигули-Спутник", "Запорожец-Таврия".

О передаче

Бытует мнение, что советская автомобильная промышленность всегда находилась в арьергарде мирового технического прогресса, что, дескать, собственных оригинальных конструкций в СССР не было, а на конвейер попадали лишь устаревшие копии иностранных машин. Ну, а написанные в прошлые годы книги про "Колеса Страны Советов" принято ныне считать идеологической дезинформацией. Так ли это на самом деле? Обмана и недомолвок в официальной истории отечественного автопрома было хоть отбавляй. Государственно-партийное заклинание "советское - значит лучшее" вынуждало искажать факты и цифры, закрывать глаза на ошибки и раздувать масштабы побед. После развала СССР тенденция поменялась: ничего хорошего никогда не было и уже не будет, потому что наши "шедевры" отечественного автопрома годятся только на металлолом. Нам предстоит установить в этом вопросе разумный паритет. Для этого мы будем использовать архивные материалы, выслушивать мнение независимых экспертов, вместе с профессиональными механиками разбираться в конструкции и характеристиках отечественных автолегенд...

Страна и год

Россия, 2011

Другие познавательные передачи