досуг

ХX век

  • Культура

    06 мая в 12:15"Народный артист СССР Николай Плотников". 1987
    пн, 6 мая
    12:15
    "Народный артист СССР Николай Плотников". 1987

    Вступительное слово - Дмитрий Родионов, театровед, гл.ред. журнала "Сцена ". За 81 год жизни Николай Плотников познал и горе, и триумфальные почести. В 13 лет подросток из Вязьмы остался круглым сиротой. Тетка отправила его на обучение в Петербург, где он закончил рисовальную школу барона Штиглица (ныне - Художественно- промышленная академия им. Штиглица). Через два года юноша вернулся в Москву литографом и устроился в типографию Ивана Михайловича Машистова. Николай придумывал конфетные этикетки для фабрик "Эйнем " ( "Красный Октябрь "), Сиу ( "Большевик "), рекламные плакаты для компаний. Вернувшись с фронта Первой мировой войны, продолжая работать, занимался в театральной студии Михаила Чехова. Сценическую жизнь Николай Сергеевич начинал в Народном театре в Вязьме, потом были разные московские студии, а в 1938 году Борис Щукин привел актера в вахтанговский. К этому времени Плотников был уже очень известен как киноактер по популярным картинам тех лет: "Мечтатели " - реж. Д. Марьян, "Вражьи тропы " - режиссеры И. Правов и О. Преображенская, "Зори Парижа ", "Семья Оппенгейм " - Г. Рошаль, "Белеет парус одинокий " - В. Легошин, "Ленин в 1918 году " - М. Ромм. И хотя Плотников не заканчивал школы Евг. Вахтангова, по сути своей актерской, как считал главный режиссер театра тех лет Рубен Николаевич Симонов, он был "истинным вахтанговцем ". Более сорока лет Плотников служил этому театру, поражая своих партнеров по сцене и зрителей яркостью воплощения характеров своих героев, поиском глубинной их сути. Об этом вспоминает народный артист СССР Юрий Яковлев, рассказывая в начале передачи о Плотникове. Сам Николай Сергеевич скромно уверяет, что создал всего несколько образов среди сотен театральных ролей, а в кино всего три или четыре. Однако зрители тех лет восхищались его работами, а власти, высоко ценя творчество актера и сыгранные им роли Ленина, присваивали ему самые престижные награды страны. Киноведы лучшими ролями Плотникова называют образы академика Синцова в фильме М. Ромма "9 дней одного года " и ученого Ниточкина в фильме Ю. Райзмана "Твой современник ", за нее на Международном кинофестивале в Карловых Варах в 1968 году он получил "Первый приз за актерскую работу ". Студентам ГИТИСа и ВГИКа, где преподавал, он часто говорил: "Помните, мои дорогие, умение держать самочувствие - есть самое высокое искусство актера ".

    01:30
    "Народный артист СССР Николай Плотников". 1987

    Вступительное слово - Дмитрий Родионов, театровед, гл.ред. журнала "Сцена ". За 81 год жизни Николай Плотников познал и горе, и триумфальные почести. В 13 лет подросток из Вязьмы остался круглым сиротой. Тетка отправила его на обучение в Петербург, где он закончил рисовальную школу барона Штиглица (ныне - Художественно- промышленная академия им. Штиглица). Через два года юноша вернулся в Москву литографом и устроился в типографию Ивана Михайловича Машистова. Николай придумывал конфетные этикетки для фабрик "Эйнем " ( "Красный Октябрь "), Сиу ( "Большевик "), рекламные плакаты для компаний. Вернувшись с фронта Первой мировой войны, продолжая работать, занимался в театральной студии Михаила Чехова. Сценическую жизнь Николай Сергеевич начинал в Народном театре в Вязьме, потом были разные московские студии, а в 1938 году Борис Щукин привел актера в вахтанговский. К этому времени Плотников был уже очень известен как киноактер по популярным картинам тех лет: "Мечтатели " - реж. Д. Марьян, "Вражьи тропы " - режиссеры И. Правов и О. Преображенская, "Зори Парижа ", "Семья Оппенгейм " - Г. Рошаль, "Белеет парус одинокий " - В. Легошин, "Ленин в 1918 году " - М. Ромм. И хотя Плотников не заканчивал школы Евг. Вахтангова, по сути своей актерской, как считал главный режиссер театра тех лет Рубен Николаевич Симонов, он был "истинным вахтанговцем ". Более сорока лет Плотников служил этому театру, поражая своих партнеров по сцене и зрителей яркостью воплощения характеров своих героев, поиском глубинной их сути. Об этом вспоминает народный артист СССР Юрий Яковлев, рассказывая в начале передачи о Плотникове. Сам Николай Сергеевич скромно уверяет, что создал всего несколько образов среди сотен театральных ролей, а в кино всего три или четыре. Однако зрители тех лет восхищались его работами, а власти, высоко ценя творчество актера и сыгранные им роли Ленина, присваивали ему самые престижные награды страны. Киноведы лучшими ролями Плотникова называют образы академика Синцова в фильме М. Ромма "9 дней одного года " и ученого Ниточкина в фильме Ю. Райзмана "Твой современник ", за нее на Международном кинофестивале в Карловых Варах в 1968 году он получил "Первый приз за актерскую работу ". Студентам ГИТИСа и ВГИКа, где преподавал, он часто говорил: "Помните, мои дорогие, умение держать самочувствие - есть самое высокое искусство актера ".

    вт, 7 мая
    12:10
    "В День Победы... Час воспоминаний". Ведущий Борис Брунов. 1993

    Вступительное слово - Елена Cмирнова, театровед, директор-художественный руководитель ЦДРИ. Встречи в ЦДРИ в День Победы 9 мая артистов эстрады - в прошлом фронтовиков, отличались всегда особой теплотой и душевностью. В годы войны, в том числе и здесь, в Центральном Доме работников искусств формировались фронтовые бригады. Сухая статистика говорит, что с июня 1941 по май 1945 годов фронтовыми бригадами, в состав которых входили и артисты эстрады, было дано около 1,5 миллионов спектаклей и концертов, в которых было задействовано порядка 4000 фронтовых бригад и 42 000 (!) артистов со всего Советского Союза. Многие из них, выступая на передовой, дошли до Берлина и свои последние концерты давали уже у стен поверженного Рейхстага. Известный советский конферансье М. Гаркави - руководитель одной из таких бригад, вспоминал, что сразу после речи Молотова "мы позвонили начальнику Главного управления музыкальными учреждениями В.Н. Сурину с просьбой считать нас готовыми выехать и сейчас ". Под этими словами могли подписаться тысячи и тысячи советских артистов, которые "на деле доказали свое единство с народом и его защитниками ". Измученным войной бойцам в заснеженных землянках, в залитых дождями окопах, раненным в госпиталях, конечно, хотелось праздника, напоминаний о мирном счастливом времени, о любви - это вдохновляло и давало силы выживать и побеждать. Искусство, как никогда, укрепляло дух. Огромным успехом пользовались у солдат народные, советские песни, романсы. Как ждали на фронтах неудержимую в своем задоре исполнительницу народных песен Лидию Русланову, невероятно душевную Клавдию Шульженко с её легендарным "Синим платочком ", созданном в 1941 году! Как принимали Аркадия Райкина с его потрясающими сатирическими миниатюрами, как обожали Леонида Утесова, не раз попадавшего под обстрелы фашистской авиации, с его песнями "Одессит Мишка ", "Жди меня ", "Дорога на Берлин "... Список любимых артистов - участников Великой Отечественной можно продолжать до бесконечности. Многие из них, актеров фронтовых бригад, получили высокие военные правительственные награды за свою бесстрашную духоподъёмную творческую деятельность... Сегодня - мы смотрим передачу 1993 года - в каминной гостиной ЦДРИ собрались знаменитые артисты эстрады, поэты, композиторы 40 - 60-х - И. Юрьева, Р. Сикора, Т. Кривцова, К. Смирнова, Е. Ауэрбах, М. Танич, А. Акопян, Г. Сорокин, Н. Никитский, Б. Петров ... Ведет встречу известный конферансье, режиссер, народный артист РСФСР, директор и художественный руководитель Московского театра эстрады (1983-1997) Борис Брунов.

О передаче

В линейке "XX век" собраны лучшие программы отечественного телевидения периода расцвета.

Страна и год

Россия, 2024

Другие развлекательные передачи