фильмы12+

"Викинг". История крещения Руси

О фильме

Раннее Средневековье. Время тяжелых мечей и темных законов крови. Правящий род в раздоре. Вина за случайную смерть брата легла на Великого Князя. По закону мстить ему должен младший брат - бастард. За отказ убивать он заплатит всем, что у него было, потому что "для мира нужно больше мечей, чем для войны".

Подробная информация.

Работа над сценарием длилась 7 лет, вплоть до начала съемок (хотя, правки, конечно, вносились и на съемочной площадке). К работе приступали разные писатели, драматурги и сценаристы. Наибольший вклад внесли Андрей Рубанов и Виктор Смирнов.

МИР ОБРАЗОВ

Параллельно с созданием сценария шла работа над визуальным миром и атмосферой будущей картины. Художник Сергей Алибеков создавал тысячи подробнейших графических эскизов и картин: костюмы и украшения, оружие и упряжь, пейзажи и города, бытовые и военные зарисовки. Такие уникальные концепт-арты служили для группы неисчерпаемым источником вдохновения. Некоторые концепты вошли в фильм практически в первозданном виде. О жизни на Руси Х века почти ничего не известно доподлинно, сохранилось ничтожно мало материальных свидетельств. Поэтому все 7 лет подготовки к съемкам велась тщательная исследовательская работа. Создавалась своя модель реконструкции того мира. Сотни отечественных и зарубежных научных трудов, новгородские, псковские, киевские музейные коллекции и архивы, экспонаты Государственного исторического музея в Москве, Национальных музеев Швеции, Норвегии, Дании и Исландии - это лишь малая часть того, что пришлось изучить создателям проекта. Так мир картины постепенно обретал реальные черты. Неоценимую помощь оказали консультанты - доктор исторических наук Владимир Яковлевич Петрухин и доктор филологических наук Федор Борисович Успенский. Помимо эскизов было создано 9000 раскадровок. Они становились базой при работе над сценами со сложными технологическими решениями, а таких оказалось более чем достаточно. Также на ранних этапах специалисты по компьютерной графике готовили аниматики сложно-постановочных сцен. Эти ролики помогали заранее оценить масштаб и выразительность того или иного эпизода.

МИР ГЕРОЕВ

Кастинг длился более 2-х лет. Режиссер искал артистов-личностей, способных органично войти в X в. Все актеры учились историческому фехтованию и оттачивали навыки верховой езды. Светлана Ходченкова посещала греческие монастыри, где наблюдала за монахинями, а Александра Бортич брала уроки владения ножом. Игорь Петренко был лучшим наездником среди актеров. На съемках он криком срывал голос, чтобы придать ему нужную степень охриплости. Иностранные артисты, игравшие викингов, а также Максим Суханов и Данила Козловский учились у шведских коллег произносить фразы на древнескандинавском языке.

МИР ВЕЩЕЙ

Первые, "черновые", костюмы и оружие были изготовлены еще в разгар кастинга: это помогало сразу увидеть артиста в заданной реальности и оценить время, необходимое на подготовку к выходу на площадку. Перед костюмерным цехом, руководила которым художник по костюмам Екатерина Шапкайц, была поставлена амбициозная задача: с помощью костюмов - тканей, узоров, цветов - создать максимально достоверный и художественно правдивый мир далекого прошлого. За время подготовки Екатерина Шапкайц и ее помощники побывали в Хельсинки, Риге, Великом Новгороде, Стокгольме, Минске и других городах, где посещали музейные фонды и археологические раскопки, изучали византийские фрески, живопись и мозаики, консультировались с учеными. Часть тканей приобрели на рынках Китая, в Индии и Италии. А ткани, которые использовались преимущественно на Руси (суровье, мешковина, вигонь), специально для фильма создавали на белорусских ткацких фабриках. Для каждого героя, для каждой народности, для каждого социального класса был создан свой образ: викинги, печенеги, киевляне, византийцы, воины и мирное население, массовка и центральные персонажи, - каждый образ был продуман до мелочей. Всего было создано около 2000 костюмов, над которыми трудился целый цех мастеров, в том числе специалисты по меху, коже, металлу и ткачеству. Все рубашки вышивали вручную, а за основу узоров брали только подлинные орнаменты того периода. Образы центральных персонажей создавались индивидуально, причем костюм героя исходил из задач каждой конкретной сцены.

МИР ВОПЛОЩЕННЫЙ

Опираясь на эскизы Сергея Алибекова, художники фильма во главе с художником-постановщиком Сергеем Агиным приступили к работе над проектами, макетами и чертежами декораций. В команде Сергея было 5 мастеров, каждый отвечал за свою сферу: собирал материал, чертил, создавал мебель или рисовал детали (элементы декора, отделка, фактура и т.п.). Было создано порядка 10 макетов городов и отдельных строений в масштабе 1:100 и 1:500. Они были разборными и позволяли досконально изучить экстерьеры и интерьеры, чтобы внести коррективы перед началом полномасштабного строительства. По чертежам и эскизам декорации восстановили в 3D, после чего специалисты по CGI разработали мизансцены с базовой анимацией и расположили виртуальные камеры. Так можно было видеть, что попадает в кадр, и, исходя из этого, спланировать, какие декорации обязательно строить, а какие можно будет дорисовать на постпродакшне. Также проще было определить расстановку стационарных и мобильных хромакеев. Декорации Киева строили в трех разных местах: Вышгород (натуру и интерьеры) - на студии "Главкино" в Подмосковье, часть с 50-метровой крепостной стеной - в степях под Симферополем, а Подол, часть города на воде, - на Белогорском водохранилище в Крыму. На полуострове также нашли Корсунь: ее стенами стали стены Генуэзской крепости, а древний храм караимов в Чуфут-Кале послужил прекрасной декорацией для сцен в городе. Полоцк также строили на "Главкино". При возведении самых сложных элементов декораций подчас приходилось одновременно задействовать более 200 рабочих. Белогорское водохранилище, которому выпала роль Днепра, сначала нашли на карте Крыма, а потом уже изучили "вживую". Для съемок пришлось получить специальное разрешение. Сцены зимней охоты снимали под Можайском, посреди величественного леса. В России были сняты все эпизоды, кроме одного: интерьер корсунского храма "сыграла" раннехристианская базилика Сан-Витале в итальянской Равенне.

МИР ОЖИВШИЙ

Скорректировав образы, созданные художником Сергеем Алибековым, Татьяна Вавилова еще до съемок утвердила их с режиссером. На площадке во время подготовки к массовым сценам работало одновременно до 30 гримеров. Каждый главный герой был закреплен за определенным мастером. На грим одного мужского персонажа каждый день требовалось около 1,5 часов. Больше, чем на грим актрис. Причина - бороды. Их Татьяна и ее коллеги клеили по уникальной итальянской технологии, в российском кино так практически не работают. Это очень трудоемкий процесс: борода клеится прямо на кожу отдельными волосинами, а не в собранном на специальном материале виде. Такой метод называется безмонтюрным (т.е. без сборки) и позволяет добиться максимальной естественности и комфорта. Для бород использовали волосы яка. Если актер отращивал свою бороду, порой все же приходилось делать дополнительное наращивание. И каждого героя фактурили, необработанным не оставляли практически ни одного участка тела: красили зубы и ногти, кожу "дубили", делая грубой и обветренной, рисовали татуировки и шрамы. Кириллу Плетневу, исполнителю роли Олега, делали пластический грим: под лобную накладку накачивали искусственную кровь, благодаря чему рассечение получалось натуралистичным. Большие шрамы (например, шрам Свенельда) и пластический грим выполнял лучший мастер по спецгриму Петр Горшенин. Он же изготовил маску актера Александра Устюгова, которую использовали для создания тела Ярополка в сцене его сожжения. Помимо маски Горшенин изготовил для фигуры кисти рук, и даже с близкого расстояния сложно было отличить манекен от живого артиста. В случае с женскими персонажами основная работа приходилась на прически. Светлане Ходченковой придумали необычный образ брюнетки. Рогнеда Александры Бортич - дикарка с буйной гривой волос, и актрисе решено было сделать шиньон. "Попасть" в ее натуральный цвет оказалось очень непросто: Татьяне Вавиловой пришлось покупать волосы разного оттенка блонд и мешать мелкие пряди, чтобы поймать переливчатый оттенок Саши. Всего было изготовлено более 100 париков только для центральных героев, плюс парики для массовки, многочисленные накладки и шиньоны. Потребовались сотни килограммов волос.

За трюки на картине отвечали каскадеры казахстанской группы "Номад" под руководством Жайдарбека Кунгужинова, заработавшего себе авторитет западными проектами. Ведущие каскадеры команды - чемпионы Азии и Казахстана: тхэквондисты, тайбоксеры, борцы. После тренировок и подробных репетиций каскадеры полностью отрабатывали ту или иную сцену, снимали ее и отправляли смонтированное видео режиссеру на утверждение. Такие тесты экономили время на площадке: Андрей Кравчук сразу мог вносить коррективы. Часть трюков готовилась с учетом добавления компьютерной графики на постпродакшне. Так, в сцене гибели Олега актер Кирилл Плетнев только начал трюк, а заканчивал его каскадер, которого потом должны были заменить цифровым Кириллом. Сцена "Огненные колеса" - одна из самых сложных в фильме. В ней было задействовано до 400 человек массовки, 100 лошадей, 2 вторых режиссера со своими юнитами. Одновременно работало до 6 камер. Снимали как на простые ручные камеры, так и используя передовые технологии: роботизированный съемочный автокран РашнАрм, камеры, закрепленные на канатных дорогах, квадрокоптеры с камерами. При этом камеры не должны были "видеть" друг друга.

Квадрокоптеры на проекте были разработаны и вручную собраны Димитрием Вавиловым-Доллежалем и Дмитрием Еремьяновым (на тот момент будущим бронзовым призером Чемпионата мира по дрон-рейсингу 2016) из команды Skypix.

Режиссёр

Андрей Кравчук

Продюсеры

Константин Эрнст, Анатолий Максимов, Александр Уткин

В ролях

Данила Козловский, Светлана Ходченкова, Максим Суханов, Игорь Петренко, Андрей Смоляков, Владимир Епифанцев, Александра Бортич, Кирилл Плетнёв, Александр Устюгов, Ростислав Бершауэр, Павел Делонг, Алексей Демидов, Александр Лобанов, Джон Де Сантис

Страна и год

Россия, 2016

Другие фильмы