познавательное12+

Хроники московского быта. Рождение гламура

О передаче

"Хроники московского быта" продолжает выпуск "Рождение гламура". Поговорить на эту тему авторы цикла Алексей Митрофанов и Ольга Надточей решили еще в тот момент, когда снимали первую передачу о шубах. Именно тогда они узнали, что Елена Николаевна Булгакова весь гонорар супруга за "Мастера и Маргариту" (так тяжело пробитую к печати!) грохнула на... меховое манто! И начали размышлять о том, на что способна женщина ради красоты.

Каково быть красивой и "гламурной" в стране, где эти понятия долгое время выжигали каленым железом, и что вообще обозначает слово "гламур"? Оказывается, оно произошло от старофранцузского "гремуара", а это - "колдовская книга", в прямом же переводе - очарование, чары, околдовывание. Но сегодня слово "гламур" приобрело новое звучание и теперь обозначает стиль жизни, связанный с демонстративной роскошью и легкостью бытия. Но это сейчас. А как обстояли дела с красивой жизнью в середине двадцатых годов прошлого века? В "Комсомольской правде" было опубликовано открытое письмо комсомольцев, заявивших, что они хотят быть красивыми и иметь нарядную одежду, в которой не стыдно пойти в Парк культуры и отдыха, можно, выражаясь современным языком, сказать, что строителям коммунизма захотелось гламура. Писком моды конца 20-х была малороссийская вышивка, тюбетейки и узоры. И великий модельер Надежда Ламанова, русская Коко Шанель, создавала свои шедевры из павлово-посадских платков и рушников. Не для комсомольцев, естественно. Наладить массовое производство своей одежды ей не удалось, и ее клиентами так и остались вип-персоны. Платья, сшитые Ламановой, считаются шедеврами и хранятся в Эрмитаже, но в советское время ей приходилось работать почти в подполье. Тогда все изящное и красивое считалось буржуазным и, следовательно, крайне вредным, а понятия "мода" при Сталине не было. Но как же тогда в стране Советов одевались "сливки общества" и кому был доступен гламур?

Еще одним, кроме "Торгсинов", источником красивых импортных вещей была гуманитарная помощь, и самая большая поддержка приходила из Америки. Помимо еды, москвичи получали невиданные наряды и обувь, а руководила сбором этих посылок жена скульптора Сергея Тимофеевича Коненкова Маргарита Ивановна, дама незаурядная, красавица, к тому же, успешный агент НКВД. Когда супруги поехали в США, эта женщина с серебряными коготками сразила не только американский бомонд, но и самого Альберта Эйнштейна. Догадывался ли муж о страстном романе супруги, не говоря уже о том, что Маргарите была поручена моральная вербовка знаменитого физика? Существует даже неподтвержденная гипотеза, что он передал Кремлю американские ядерные секреты... Кроме того, Маргарита Коненкова, уникальный менеджер, дружила с женой Рузвельта Элеонорой, которая помогала ей организовать помощь России. После Октябрьской революции роскошные, умеющие носить бриллианты женщины оказались либо расстреляны, либо изгнаны, либо лишены украшений, а мода и стиль стали считаться буржуазными пережитками. Но даже тогда все-таки существовали дамы, похожие на мечту: Елена Булгакова, Анель Судакевич, Валентина Серова, Зинаида Пастернак и даже... жена министра просвещения Анатолия Луначарского, гламурная, как бы сейчас сказали, особа. Наталья Розенель была одной из главных модниц Москвы, и супруг не жалел для нее ничего - роскошные интерьеры, наряды и... огромная коллекция ювелирных украшений. Когда одна из рабочих газет в Германии написала, что жене коммуниста как-то негоже ходить в таких бриллиантах, Розенель заявила, что они фальшивые. И тогда фирма, продавшая драгоценности, подала на нее в суд. Получается, что гламур был запретным плодом, но его "кусали" все высшие слои советского общества, правда, кто-то "глотал гламур" с удовольствием, а кто-то им давился. Для одной из самых роскошных актрис советского кино Татьяны Окуневской расплатой за легкость бытия стали десять лет лагерей. Для простых же горожанок в довоенной Москве "глотком счастья" была маленькая шляпка, а уже в войну Юрий Левитан призывал жительниц блокадного Ленинграда... красить губы. Известно, что женщина умирает, когда перестает интересоваться своим отражением в зеркале, и власти отпустили пропагандистские вожжи - красота была признана шансом на спасение. После войны вместе с трофейными фильмами гламур пошел в народ. Увидев "Девушку моей мечты" с Марикой Рекк , советские люди испытали шок. Роскошная женщина, поразительные туалеты, музыка, обилие света, красивая жизнь... Так трофейное кино приподняло железный занавес, за которым жил Советский Союз. Вернувшиеся из Германии солдаты рассказывали, как живут в Европе, и к нам после Победы тоже пришло чуть-чуть свободы и красоты. Можно сказать, что именно с этого и началась история другой страны, в которой нашлось место прическам и нарядам. Сегодня же гламур превратился в ярмарку тщеславия, и это волшебное старофранцузское слово стало для интеллигентного человека почти ругательным.

Ведущий

Алексей Митрофанов

Страна и год

Россия

Другие познавательные передачи