познавательное12+

Хроники московского быта. Дама в автомобиле

О передаче

Ведущий "Хроник московского быта" историк и москвовед Алексей Митрофанов, как всегда, оригинален. Так что программу под названием "Дама и автомобиль" он начал в Третьяковке, у картины Юрия Пименова "Новая Москва". Май 1937-го года, по Охотному ряду в открытом кабриолете (это "Эмочка", главная машина 30-х годов прошлого века в СССР) едет, нет, не дама, а советская женщина, пристроившая, очевидно, по случаю выходного дня, к стеклу своей машины красную гвоздичку. Потом художника долго упрекали - в стране ГУЛАГ, страх и ужас, а тут такая сказка о советской жизни...

В XXI веке женщина за рулем уже не редкость, а массовое явление. И Митрофанов задумал проехать на открытой машине по тому же Охотному ряду с такой же молодой москвичкой. Вывод был неутешительным: в кабриолете кататься грязно и пыльно, а на дороге так просто страшно. Сегодня, как считает ведущий "Хроник московского быта" (который, правда, не имеет личного автомобиля) водить машину в Москве могут только люди с железными нервами. Но женщина хотела управлять автомобилем сразу же, как только он появился.

Активно крутить баранку советские гражданки, большинство которых прибыли в город из деревни, начали в эпоху индустриализации, а тогда вывернуть руль было под силу не каждому мужчине. Первые же женщины за рулем грузовиков, автобусов, трамваев и троллейбусов появились уже в 30-е годы прошлого века. И это всех устраивало: они хотя бы не уходили в запой с друзьями-шоферюгами и всегда имели в автобусе запас дров, чтобы согреться, если машина сломается посреди дороги зимой.

Знаменитый автопробег, состоявшийся в 1933 по маршруту Москва - Челябинск - Петропавловск - Малые Каракумы - Сталинград - Киев - Минск - Москва доказал, что во имя Родины женщина может все. Правда, это было для дам не в новинку и до революции. Прабабушка председателя страхового общества России получила машину в подарок от мужа, и уговорила супруга устроить соревнование с друзьями по маршруту Москва - Петербург. Кстати, дамские журналы (а такие существовали в начале прошлого века) обсуждали актуальные вопросы: какими должны быть перчатки для вождения авто, стоит ли закалывать брошью платок на шее, брать ли с собой револьвер, чтобы отпугивать собак...

Коммунизм пусть строят другие, так считала Лиля Брик, долго просившая Маяковского купить ей предмет буржуазной роскоши, автомобиль. "Рено", "Кондуит-интерьер". Брик водила так себе, и сбила на дороге ребенка, поэтому пришлось нанимать шофера. Сегодня некоторые женщины тоже с удовольствием перекладывают заботы о железном коне на плечи мужчины, но история Нины Гребешковой, жены Леонида Гайдая, совсем другая.

Если мужа любишь, научишься сама и мотор перебирать, и менять колеса, и чистить карбюратор. Как только Гайдай приносил в дом гонорар за очередную комедию, на семейном совете вставал вопрос - не купить ли автомобиль, и кто тогда сядет за руль. Знаменитый комедиограф умел водить грузовик, но ему как-то не везло, один раз он даже снес ворота на "Мосфильме". Деньги в семье были, да и профком все время намекал, что очередь за дефицитной машиной для такого человека, как Леонид Гайдай, подойдет очень быстро. Но личного автомобиля у режиссера до начала семидесятых (тогда в СССР появились первые "Жигули"), так и не было. Первую же ночь, когда "копейку" (почти иномарку, детали для этих машин привозили из Италии) поставили под окном, супруги не спали. Гайдай курил и все спрашивал: "Нинок, ты посмотри, неужели это наша машина? Но как же ее водить? Я, говорит, не представляю". Тогда Гребешкова и поняла, что нести груз ответственности придется именно ей. И с честью его несла и везла. В ее багажнике, например, всегда была проволока, чтобы в случае чего подвязать выхлопную трубу, которая так и норовила выпасть на асфальт. А супруг всю жизнь был благодарным пассажиром, и если изредка сам садился за руль, то для машины это, как правило, хорошо не кончалось.

А у кого еще из известных женщин были и есть собственные автомобили? Среди них, например, две актрисы - Галина Яцкина, отправившаяся в Афганистан в разгар боевых действий, чтобы заработать на "Жигули", и Евгения Ханаева, которой страсть к вождению стоила жизни. А кто из дам, наряду с Высоцким, самим Брежневым и Сергеем Михалковым, владел одним из первых "мерседесов", и легко он достался этой счастливице?

А теперь резюме от Алексея Митрофанова, с которым, наверное, согласятся не все. Женщина за рулем - это прекрасно! Но только если машина досталось ей легко и просто, на улицах нет пробок, грязи и, главное, мужского хамства. И еще если город выглядит, как на картине Юрия Пименова - чистый, просторный, безопасный.

В программе принимают участие заслуженные артистки России Нина Гребешкова и Галина Яцкина, актриса цирка Энгелина Рогальская, дочь Валентины Серовой Мария Симонова, сын Евгении Ханаевой Владимир Успенский, культуролог Ростислав Кононенко, хранитель фондов Музея ретро-автомобилей Анна Краснова.

Автор

Ольга Надточей

Ведущий

Алексей Митрофанов

Страна и год

Россия, 2011

Другие познавательные передачи